О том, как все начиналось

С 1920-х гг. Яков Исидорович Перельман мечтал об устройстве своеобразной кунсткамеры занимательных наук. Мечта его начала осуществляться в 1934 году, когда В.А. Камский, директор Ленинградского комбината наглядной агитации и пропаганды также загорелся этой идеей, предоставил помещение и оказал помощь в организации экспозиций.  png;base64dad76a22696d5283Главной идеей Перельмана была дать возможность детям осмысленно работать с экспонатом. Он был ярым противником экспонатов, к которым даже близко нельзя подойти, не говоря уже о том, чтобы дотронуться. Такие экспонаты не могут заинтересовать, изначально уже дистанцируясь от наблюдателя. Нужно сделать экспонаты такими, чтобы хотелось к ним прикоснуться, изучить их, привести в действие. Их главная задача приковывать к себе внимание, побуждать интерес к познанию.  И Якову Исидоровичу удалось создать такие экспонаты. И летом 1934 года открылся Павильон занимательной науки. Это была небольшая экспозиция, около двух десятков экспонатов, и все они пришли из занимательных книг по математике, физике и астрономии самого Перельмана. Успех экспозиции был ошеломляющий. Поэтому возникла еще более масштабная идея – организовать в Ленинграде уникальный культурно-просветительский центр под названием «Дом занимательной науки» (называли его сокращенно ДЗН, и в этой аббревиатуре словно слышался школьный звонок). Мозговым центром стал методический совет во главе с Перельманом. В него вошли академики Д.С. Рождественский, А.Е. Ферсман, А.Ф. Иоффе и Н.И. Вавилов, астрономы В.П. Прянишников, Г.Г. Ленгауэр, профессор-оптик М.Л. Вейнгеров, физики Э.П. Халфин и М.П. Бронштейн, художник А.Я. Малков и писатель Л.В. Успенский. Вот такая команда ученых взялась за создание музея совершенно нового формата.


Торжественное открытие состоялось 15 октября 1935 года на Фонтанке, в доме 34 — в правом флигеле дворца Шереметьевых. Экспозиция Дома строилась исключительно на научной основе и в соответствии со школьными программами.

Что же такого занимательного было в этом Дома? Откуда такой небывалый интерес, к наукам, которые большинство привыкло считать скучными и непонятными? Попробуем разобраться. Дом занимательных наук состоял из четырех больших отделов: астрономии, физики, математики и географии. В них насчитывалось около 360 крупных экспонатов. Помимо этого, была пара сотен мелких экспонатов в виде различных диапозитивов, приборов, карт, рисунков, схем, игры.

В фойе встречал экскурсантов буфет «с причудами». Где наряду с обычными стаканами, блюдцами и столовыми приборами была и «волшебная» посуда. Из бутыли, стоявшей в битом льду, наливали кипящий чай. Вы начинали размешивать сахар ложечкой, но она таяла быстрее сахара… Уже потом вам объясняли, что бутыль — это сосуд Дьюара, а ложечка сделана из сплава Вуда, тающего при 68 градусах.

Среди экскурсантов большинство составляли школьники. Все некогда изученное, а часто просто не понятое на уроках астрономии и физики, математики и географии открывалось для посетителей заново, в интересном, наглядном и понятном виде. Исследовав один экспонат, экскурсанты тут же переходили к следующему, ни на минуту не угасала жажда открытий!

Работники Дома занимательной науки старательно несли науку в массы не только посредством музея. Они выступали с лекциями в школах, на заводах, воинских частях. Было организовано около 50-ти кружков, где могли заниматься все желающие. Помимо этого, проводились различные олимпиады, конкурсы, дискуссии, а также издавались мини-книжечки, посвященные скоростному счету, вечным двигателям, а также другим физико-математическим темам. Их тираж составлял около 4 миллионов экземпляров. Они содержали множество парадоксов, загадок, ребусов, развивали смекалку, прививали желание заниматься науками.

К сожалению Великая Отечественная Война прервала масштабную деятельность Дома занимательной науки по популяризации естественнонаучных знаний. 29 июня 1941 гола Дому пришлось закрыться. А позже, в годы блокады, почти все экспонаты были утрачены. Но не погибла сама идея и результат 5-ти летнего труда Дома занимательной науки. Деятельность его работников помогла приобщить к знаниям сотни тысяч школьников. Опыт организации такого рода музея, показал, что естественные науки интересны, понятны и увлекательны, главное —  занимательная форма подачи материала.